Значение удовлетворения социальных потребностей человека. Социальные потребности человека Социальные потребности человека список

Введение

Человек не может жить развиваться не только без пищи, воздуха, без определённого температурного комфорта, но и без движений, без контактов с другими людьми, без определенного уклада общественной жизни. Сообразно этому он имеет отчасти врожденные, а главным образом складывающиеся в ходе жизни формы субъективного отражения своей нужды в чём-либо, то есть потребности.

В основном потребности человека подразделяются на два вида, такие как биологические и социальные.

Социальные потребности человека оказывают влияние на его социальное развитие.

Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка и потребности личности.

Проблема социального конфликта всегда был в той или иной степени актуальна для любого общества.

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественного движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные

Социальные потребности человека

Социальные потребности - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

  • 1) потребности для других;
  • 2) потребности для себя;
  • 3) потребности вместе с другими.
  • 1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
  • 2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."
  • 3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира. Особенность потребностей "вместе с другими" - объединение людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

  • 1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т.д.);
  • 2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т.д.);
  • 3) моральные нормы общения между людьми;
  • 4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;
  • 5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;
  • 6) возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга - своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;
  • 7) сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;
  • 8) наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;
  • 9) соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);
  • 10) равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);
  • 11) определенный социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей человека.

Идеи о потребностях человека подробно изложил в своей книге «Мотивация и Личность» Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог русского происхождения. Маслоу выдвинул теорию множественности различных потребностей личности, утверждая при этом, что их можно отнести к пяти основным категориям:

Духовные потребности - это познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.

Социальные потребности - необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Экзистенциальные - обеспечение безопасности и комфорта существования человека, постоянство условий и качества жизни.

Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.

Согласно этой классификации социальные потребности в иерархии потребностей человека занимают ключевое место. По мере удовлетворения первичных потребностей, важным становится удовлетворение потребностей высокого уровня.

Существует множество форм социальных потребностей человека. На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:

1. Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

«Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашёл способ служить людям » - Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира, гуманист, теолог, философ, музыкант и врач. Сын пастора из небольшого городка Кайзерберга в Верхнем Эльзасе он создал картину собственного мира. Такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. Призывая других пользоваться любой возможностью делать добро, сам являлся ярким примером реализации потребности «ДЛЯ ДРУГИХ». Проводя анализ состояния современной культуры Европы, философ задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное.

Концепция «благоговения перед жизнью» стала идеей Швейцера, объемлющей и жизнеутверждение и этику. Её воплощением – больница, выстроенная собственными руками философа.

«Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность ». Швейцер искренне жалел людей, которые не могут посвятить свою жизнь другим.

2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

Бенвенуто Челлини. Талантливый итальянский скульптор родился во Флоренции. За свою по тем временам достаточно длинную жизнь, 1500 – 1571 гг., Челлини прославился как ювелир, писатель, медальер и не только. Желание удовлетворения «ПОТРЕБНОСТИ ДЛЯ СЕБЯ» побуждало его не только к творчеству, но и к авантюрам. Челлини участвовал в войне с Испанией, а позже из-за вздорного характера Бенвенуто часто бывал зачинщиком ссор, оканчивавшихся смертельным исходом для его противников. Несмотря на покровительство Папы Римского, дерзкий молодой человек не раз оказывался под арестом, а позже, скрываясь, покидал Рим.

Последние годы Челлини провёл на родине, во Флоренции. Написанную им автобиография переведена на почти все европейские языки. В которой автор, желая ещё большей славы, приписывал себе поступки, которых на самом деле не совершал.

3. Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности "ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ" состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

Пример: вторжение фашистских войск на территорию СССР стало определяющим стимулом реализации потребности «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Общая цель – отпор захватчикам, стала причиной объединения народов, проживающих на территории союзных республик.

Требуют ли удовлетворения потребности социальной сущности человека? Что если не обращать на это внимания?

Не удовлетворяя собственных биологических потребностей, человек не сможет жить, как здоровая особь. Наглядные примеры иллюстрируют это как нельзя лучше: неимение достаточного количества денег, чтобы полноценно питаться, покупать соответствующую одежду, требуемые медикаменты, содержать в должном порядке собственное жилище, приводит к заболеваниям или гибели человека.

Отсутствие возможностей для удовлетворения социальных потребностей, заставляет человека усомниться в собственной полноценности. Без удовлетворения такого рода потребностей личность чувствует себя слабой, беспомощной, униженной. Что часто толкает человека к проявлению агрессии, антисоциальным поступкам. Каждый в нашем обществе нуждается в стабильной, постоянной, как правило, высокой самооценке. К социальным потребностям человека также относятся самоуважение, наличие чувства собственного достоинства, подкрепляющееся отношением со стороны других людей. Удовлетворение потребности в самоуважении ведёт к появлению чувства уверенности в себе. Ощущение собственного достоинства, силы личности, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире приводит личность к одним результатам. Невозможность удовлетворения таких потребностей ведёт человека к результатам абсолютно другим.

Какие путь выбираете вы?

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

Научные исследования в XX веке сложно-динамических систем (элементарных частиц, биологических образований, общественных явлений) позволяют утверждать, что общество - это не всякая и не простая совокупность составляющих его индивидов. Конечно, общество складывается из индивидов и не может существовать без них. Однако не всякие объединения индивидов образуют общество.

Первичными объединениями индивидов выступают малые социальные группы. Они имеют общие потребности, интересы, цели. Например, футбольная команда. В круг забот футболистов входит только забивание голов противникам и ничего более. То есть они не озабочены ни производством продуктов питания, ни строительством стадионов, ни оказанием медицинской помощи при травмах, ни многим другим, чем озабочено общество. И поэтому любая малая социальная группа - это еще не общество.

В отличие от малой социальной группы общество - это такое объединение людей, которое обладает самодостаточностью, т.е. способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для совместного существования. Общество - это не просто совокупность образующих его индивидов, а самодостаточная система. И как система оно обладает такими качествами, какими не обладают составляющие его индивиды в отдельности. Системные качества представляют собой не просто сумму однородных качеств, а их обобщение и преобразование. Качества индивидов, которые объединены в общественную систему, обобщаются в том плане, что при вовлечении их в общество происходит извлечение из них общего и отбрасывание единичного, индивидуального. И это общее множества индивидуальных качеств при объединении подчиняется целям и задачам самодостаточного существования системного целого. Вследствие этого обобщенные индивидуальные качества превращаются в новые - общественные качества.

Этот механизм действует и в процессе превращения индивидуальных потребностей и интересов в общественные. Однако превращение это происходит не сразу, а через потребности и интересы малых социальных групп. Последние выступают в виде своеобразного переходного звена между потребностями индивида и общества.

Обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе приводит, во-первых, к качественному изменению их содержания. Возьмем, к примеру, индивидуальную потребность в самоутверждении. Малая социальная группа тоже проявляет в определенной мере самоутверждение, осуществляя конкурентную борьбу с малыми аналогичными социальными группами. Но это самоутверждение существенным образом отличается от самоутверждения индивида в этой же малой социальной группе. Самоутверждение индивидов в группе может осуществляться за счет улучшения их работы, повышения производительности труда, роста качества производимой продукции, что способствует улучшению работы группы и соответственно ее самоутверждению. Но может и за счет борьбы между индивидами (подсиживания, сколачивания враждующих группировок внутри группы, склок и т. п.), которая ухудшает работу группы в целом и поэтому не способствует самоутверждению ее в конкуренции с другими группами. Таким образом, даже одна и та же потребность, присущая индивиду и малой социальной группе имеет разное содержание, разное удовлетворение и разные последствия.

Во-вторых, обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе порождает принципиально новые потребности, отсутствующие у индивидов. И это закономерно, ибо само назначение, ради которого создается и функционирует малая социальная группа, определяется обществом либо самостоятельно для удовлетворения только общественных потребностей, либо совместно с индивидами для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Примером первой группы может служить коллектив горно- обогатительной фабрики по производству окатышей для металлургического предприятия, примером второй-бригада скорой медицинской помощи. В любом случае малая социальная группа является общественной формой вовлечения индивида в общественную жизнь с целью удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Малая социальная группа является вместе с тем и переходной формой от индивида к обществу и обратно. Отсюда потребности малой социальной группы представляют собой некое единство индивидуальных и общественных потребностей, их можно сказать, превращенную форму. Ибо в основной малой социальной группе индивид, как правило, не удовлетворяет свои потребности, а зарабатывает деньги, которые выступают универсальным средством удовлетворения если не всех, то многих потребностей индивида. В то же время и общественная потребность, реализуемая в деятельности малой социальной группы, не совсем принадлежит обществу, ибо несет на себе печать специфических особенностей данной группы. Исключение же этих особенностей малых социальных групп достигается за счет их обобщения и выражения в деятельности больших социальных групп. Например, специфические особенности коллективов предприятий промышленности исчезают только в деятельности совокупных работников промышленности: рабочих, инженеров, управленцев (менеджеров). Только в деятельности больших социальных групп потребности общества находят свое окончательное оформление и реализацию. Эта деятельность осуществляется, естественно, посредством деятельности индивидов в малых социальных группах. Но она существенно отличается от деятельности тех же индивидов, удовлетворяющих свои собственные потребности. Хотя довольно часто происходит совпадение индивидуальных и общественных потребностей, когда индивиду нравится его деятельность в малой социальной группе и соответственно она удовлетворяет его ту или иную потребность.

Потребности общества чрезвычайно многообразны. Для их удовлетворения складываются соответствующие сферы, которые представляют собой либо часть общественной жизни, либо её сторону, аспект. Первые имеют определенную пространственно-временную локализацию. Например, экономическая сфера, политическая, бытовая, медицинская, спортивно-физкультурная, образовательная и т. д. Вторые присущи всему обществу, представляя тот или иной срез общественной жизни. Например, нравственная сфера, эстетическая, правовая, социальная и т. д.

Каждая из сфер общества складывается и существует для удовлетворения определенного вида общественных потребностей. В соответствии с этим выделяются следующие общественные потребности:

  • 1. экономические - потребности производства материальных благ, их распространения и потребления;
  • 2. социальные - потребности в нормализации отношений между разными социальными группами;
  • 3. политические - потребности осуществления власти и управления в обществе;
  • 4. правовые - потребности регулирования отношений между людьми нормами права, которые обеспечены силой государства;
  • 5. бытовые - потребности индивидов, необходимые для производства человека и деятельности людей в нерабочее время;
  • 6. спортивно-физкультурные - потребности физического развития и совершенствования человека;
  • 7. медицинские - потребности сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения заболеваний;
  • 8. образовательные - потребности в организации, обеспечении и осуществлении процесса усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;
  • 9. научные - потребность познания природы, общества и человека, их взаимодействия;
  • 10. духовные - потребность в создании, распространении и

потреблении духовных благ: литературных, музыкальных,

театральных, моральных, философских, религиозных и других;

11. социально-культурные - потребности в создании, распространении и потреблении материально-духовных благ, ценностей, услуг (ресторанных, гостиничных, экскурсионных, туристических, развлекательных, народно-промысловых и т. п.).

Общественные потребности реализуются в деятельности разных больших и малых социальных групп, индивидов, которые имеют свои специфические потребности, интересы и представления в отношении одних и тех же благ, ценностей, услуг. Это порождает противоречивость их деятельности по осуществлению общественных потребностей. Поэтому общественные потребности всегда внутренне противоречивы. В наибольшей степени состояние противоречивости, степень ее обостренности и характер разрешения зависят от больших социальных групп, уровня их зрелости (правильно или неправильно они понимают свои интересы, научным или религиозным мировоззрением они обладают, эгоистически или альтруистически они относятся к другим социальным группам и т. д.) и характера отношений между ними (антагонистичны они или нет, противоречивы или компромиссны). Среди больших социальных групп ведущую роль в определении направления и характера удовлетворения общественных потребностей играют основные политические группы общества (в истории человечества - это господствующие и угнетенные, сейчас - номенклатура или властвующая элита и народ).

Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие «формирование потребностей» населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы.

Факторы формирования потребностей - условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.

Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного производства и научно- технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т. п.

Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.

Средства формирования потребностей рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательнопропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей в зависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей. Например нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.

Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований в зависимости от демографических, социально- экономических, психологических и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа - молодежная - предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, её соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших возрастов - предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все исходя из потребностей той части общества с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.

Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса.

Уже не раз я применял слово «спрос» вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например, газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Какие потребности относятся к общественным?
  • 2. Какие потребности относятся к индивидуальным?
  • 3. Каковы индивидуальные психические и физиологические особенности человека как основа запросов и потребностей человека.
  • 4. Что является источником развития потребностей?
  • 5. Раскройте проблему формирования и развития общественных потребностей.

Основные понятия : индивид, потребности, культурные потребности, духовные потребности, социальные потребности, свойства социальных потребностей, формы социальных потребностей, субъекты социальных потребностей, факторы, влияющие на развитие социальных потребностей.

Традиционно потребность понимается как форма нужды человека, которая побуждает его к определенным внутренним или внешним действиям, стимулирует его жизненную активность.

Различают по своему происхождению два вида потребностей: естественные и культурные. Естественные потребности – это повседневные нужды человека, необходимые для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Это нужда в пище, питье, в существе противоположного пола, во сне, в защите от холода и чрезмерной жары, в одежде, жилье и т.д. На их основе возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Культурные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры (вилка и ложка, тарелки и молотки), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т.д.); в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания.

В качестве носителей социальных потребностей выступают человеческие индивиды, социальный слой или социальная группа в рамках конкретного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы), человечество в целом.

Социальные потребности обусловливают поведение человека и социальных групп. По мнению А. Г. Здравомыслова, удовлетворение потребностей зависит от общения и совместных действий людей. Они включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться уважением и любовью окружающих.

Социальные потребности – это составная часть человеческих потребностей, их удовлетворение выявляет сущность человека как общественного существа, подчеркивает его социальную детерминацию и обусловливает социальное развитие. К ним относится потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав, общении с другими людьми и т.д. Социальные потребности определяют интересы и желания человека, среди которых можно выделить следующие, определяющие его интересы, мотивы и поведение: потребность в повиновении, потребность игры, доминантность, потребность оценивать, потребность суждения, потребность в уважении и поддержке, потребность оказания помощи другим людям.

Социальные потребности пронизывают буквально все стороны и сферы жизнедеятельности человека, его отношения с миром. Они являются связующим звеном между обществом и личностью, жизнью и ее внутренним миром. Их необходимость для индивида обусловлена организацией своей жизнедеятельности в макро- и микросистеме "человек – общество".

Социальные потребности – это особый вид потребностей человека. Это составная часть духовных потребностей человека. Они выражают потребности человека в социальной среде, в социальной трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. К социальным потребностям относят потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы деятельности, в жизнедеятельность общества в целом, а в общем – во взаимодействие с социумом во всех его проявлениях.

Социальной называется потребность, в основе которой лежит общественная необходимость, реализующаяся через особую жизненную ситуацию субъекта. Удовлетворяется она по меркам и нормам общества и выражает общественную сущность человека.

Социальные потребности имеют два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они связаны с общественной необходимостью (социальная деятельность, общение, контакты, интересы), а с другой – материально-техническими и финансово-экономическими условиями жизнедеятельности человека в конкретном социуме.

Интеграция индивида в сложную систему социума и возникающая при этом необходимость действий, подчиненных социальным потребностям, обусловливают сознательную целенаправленность его активности. Отсюда вытекает необходимость осознания индивидами своих социальных потребностей, так как по своей природе и сущности все потребности, функционирующие в обществе, объективны.

Развитие социальных потребностей связано прежде всего с изменением содержания деятельности индивида: чем сложнее и многообразнее социальная деятельность, тем богаче, совершеннее система его потребностей. Обновление форм взаимодействия индивида с социальной средой и сопряженное с ним изменение характера его деятельности приводят к возникновению новых социальных потребностей.

Основным источником удовлетворения социальных потребностей индивида является деятельность. Только в ней и благодаря ей индивид самореализуется и находит способы удовлетворения своих потребностей. Лишь в обществе и при непосредственном участии общества возможно удовлетворение потребностей индивида, так как многие потребности своим возникновением обязаны именно обществу на конкретно-историческом этапе развития. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Неудовлетворенность социальных потребностей проявляется в двух формах – агрессии и апатии.

Существуют различия в таких понятиях, как "социальные потребности" и "потребности социума". Если "социальные потребности" – это потребности одного индивида на его социальном уровне, которыми каждый индивид представлен в социуме, выражающие тенденцию его развития относительно социума, общества по важнейшим на данный период времени направлениям, то "потребности социума" отражают потребности не одного, а совокупности индивидов, означают наличие в социуме определенных запросов, требований к обществу, определенной нужды в развитии социума и их осознание членами социума (индивидами).

Какая из потребностей станет для индивида ведущей, зависит от его индивидуальных психологических особенностей, педагогического потенциала окружающей среды, силы его влияния на человека, воспитания, состояния здоровья и других факторов.

На формирование социальных потребностей индивида оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. К объективным относят те, которые действуют независимо от его воли и сознания и являются внешними по отношению к самому носителю или субъекту социальных потребностей: социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в стране, от которых зависит степень развитости социальной потребности и возможности их удовлетворения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; половозрастной состав населения; уровень социально-педагогической образованности детей и взрослых.

Субъективные факторы зависят от самого индивида: это мнения, предпочтения, его наклонности и привычки. Все они формируются в определенной социальной и культурной среде, которая на них существенно влияет.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Одна из классификаций основана на следующих признаках-критериях:

  • 1) социальная потребность для других;
  • 2) социальная потребность для себя от взаимодействия с другими;
  • 3) социальная потребность вместе с другими.

Социальная потребность "для других" – это потребность, выражающая родовую сущность человека: это потребность общения, потребность защиты слабого, потребность в понимании другого и оказания помощи ему, потребность в оказании заботы и внимания другому. Наиболее концентрированно потребность "для других" выражается в альтруизме – в потребности жертвовать собой во имя другого. Она предполагает видение в другом человеке друга, соратника, помощника, сотрудника, партнера. Общественно-историческая норма удовлетворения социальной потребности "для других" усваивается индивидом в процессе воспитания и воспринимается им как совесть.

Социальная потребность "для себя" – это потребность самоутверждения в обществе, потребность в самореализации, потребность в самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность принимать и получать помощь от других и т.д. Она обусловлена представлением индивида о своих правах и под их влиянием он стремится улучшить свое общественное положение, свой статус, свое влияние на других.

Потребность "для себя" и называется социальной, так как она неразрывно связана с потребностью "для других".

Социальные потребности "вместе с другими" выражают побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность в совместной деятельности, потребность в стремлении к единой цели, к совместным усилиям, потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира, потребность в социально значимом результате деятельности (см. Приложение 2).

В научной литературе выделяют также два вида социальных потребностей личности – абсолютных (личных) и относительных (совместных), различающихся также направленностью и неодинаковой степенью совпадения с общественной необходимостью. Совместные потребности выражают ее зависимость от других в условиях общей с ними жизнедеятельности и одинаково необходимы как для личности, так и для общества в целом.

Субъектом этих потребностей выступает личность с другими людьми, коллективом, обществом. Таким образом, совместные потребности личности непосредственно вытекают из общественной необходимости и совпадают с ней. Напротив, личностные социальные потребности непосредственно связаны с необходимостью самосохранения, самоутверждения личности в социальной среде и могут не совпадать с общественной необходимостью. Они выражают индивидуальность, потребительские и созидательные способности своего носителя и воспроизводят только его жизнедеятельность в конкретном социуме. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий для общества.

Существуют определенные приоритеты социальных потребностей в зависимости от той или иной возрастной группы.

Так, для ребенка младшего и среднего школьного возраста типичны следующие из них: потребность в повиновении – это принятие обстоятельств и людей, признание собственной неполноценности; потребность в игре – желание новых ощущений; потребность в удовлетворении эгоизма. Для подросткового возраста характерны следующие потребности: быть как все; освободиться от ограничений, родительской опеки; искать ответы на вечные вопросы бытия; склонность к размышлениям и обобщениям. Для юношеского возраста присущи такие социальные потребности, как желание выражать собственные взгляды; быть услышанным и влиять на ход социальных событий, ситуаций; стремление к самореализации в социальной среде и деятельности.

Химия