Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим не. Связь движения и развития речи Музыкально-речевые и рече-двигательные средства музыкального воспитания

Роль движения в формировании речевых функций у дошкольников с ОНР.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Физическое и речевое развитие – две основные линии подготовки ребёнка к школе. По мнению учёных, они оказываются тесно связанными и при совершенствовании дополняют и усиливают друг друга.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Например, экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук…

Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. В этом ему помогают воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Целью их совместной работы является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

В нашем детском саду мы используем специальные упражнения и общепринятые способы физического воспитания. В эти занятия входят разные виды упражнений: физкультминутки, логоритмические и игровые упражнения, элементы импровизации, пальчиковая гимнастика, упражнения на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), подвижные игры, которые согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте. Тексты мы заучиваем с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к ним, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектом речи.

В процессе коррекционной работы мы уделяем большое внимание и развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, благодаря такому комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в коррекционной работе с детьми-логопатами. У детей с нарушением речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, корректируется звукопроизношение, возрастают показатели грамотности, выразительности речи и развивается фонематическое восприятие.

Уровень развития навыков мелкой моторики рук является важнейшим условием и показателем психического развития ребёнка как раннего, так и дошкольного возраста.

Тонкая моторика рук является своего рода платформой, основой всех психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Особое значение развитие мелкой моторики рук приобретает в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими различные речевые проблемы.

Различные по степени и характеру нарушения мелкой моторики рук присущи всем категориям детей с тяжёлыми нарушениями речи. Недоразвитие тонкой моторики рук проявляется у воспитанников в нарушении точности движений пальцев рук, замедленном включении в движение, снижением скорости выполнения движений, недостаточной координации.

Взаимовлияние речевого и моторного развития может широко использоваться в логопедической практике. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем соседние зоны коры больших полушарий, отвечающие за речь.

Сочетание в логопедических упражнениях речи и движений способствует более эффективной автоматизации сформированных звуков, сокращает сроки автоматизации звуков на различном материале (слоги, слова, словосочетания), а процесс автоматизации звуков - более разнообразным и не столь утомительным.

Упражнение « Расскажи пальчику »

Ребёнок последовательно соединяет пальчики с большим пальцем на одной руке, произнося речевой материал (отражённое проговаривание):

1-й уровень - произносится автоматизируемый звук (с-с-с-с-);

2-й уровень - произносятся слоги, содержащие автоматизируемый звук (ас-ос-ус-ис; са-со-су-сы);

3-й уровень - произносится слово (слова), содержащие автоматизируемый звук в различной позиции (сад, сок, сук, сын; лиса, колесо, несу, усы);

4-й уровень - проговаривается чистоговорка (са-са-вот-оса);

Для усложнения можно предложить ребёнку соединять пальчики одновременно на двух руках.

Упражнение « Пальчики здороваются »

Принцип выполнения тот же, что и упражнения «Расскажи пальчику». Отличие состоит в том, что дети соединяют одноимённые пальчики на двух руках (мизинец - с мизинцем и т.д.), произнося речевой материал.

Упражнение «По лесенке»

Лесенка может быть нескольких видов: из кубиков (кирпичиков), нарисованная на листе бумаги.

Для выполнения упражнения также понадобится небольшая игрушка или бумажная фигурка из настольного театра.

Ребёнок поднимается вверх по лестнице, произнося (отражённо) речевой материал: звуки, слоги, слова.

Целесообразно, поднимаясь вверх по лесенке произносить автоматизируемый звук, спускаясь вниз - более сложный материал (слоги, слова), содержащий этот же звук. Таким образом мы сначала уточняем произношение звука изолированно, напоминаем правильное произношения ребёнку, а затем - вводим в более сложный речевой материал.

Вверх - ш-ш-ш-ш;

Вниз - шпа-шпо-шпу;

Упражнение « Две руки »

Упражнение способствует формированию дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), формирует слуховое, зрительное внимание

Руки ребёнка лежат на поверхности стола, или - на коленках. Договариваемся, что одна рука (например, правая) произносит только звук С, другая - только звук Ш. Для облегчения выполнения упражнения на первом этапе ребёнку можно прикрепить на кисть руки картинку с характерным изображением (например насос - с, змея - ш).

Ребёнок ударяет попеременно правой - левой рукой, произнося (отражённо) соответствующие звуки.

Можно варьировать задание, произнося различное сочетание звуков: с-ш, с-с-ш, ш-ш-с.

Когда ребёнок усвоил технику выполнения упражнения и дифференцирует изолированные звуки, можно усложнить речевой материал и перейти к произнесению слогов, а затем - слов.

Упражнение « Покажи звук »

Упражнение способствует формированию, закреплению дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), облегчает дифференциацию звуков на слух и в самостоятельной речи. Подходит для дифференциации звуков, имеющих артикуляционно противоположные позиции: язык вверху - внизу.

Логопед поясняет, что рука показывает, где находится язычок. Предлагает произнести звук С (З). Уточняет у ребёнка, где находится язык (внизу), просит показать рукой (рука внизу). Затем предлагает переместить язычок вверх, произнести звук Ш (Ж), показать положение языка во рту рукой (рука вверху).

Варианты задания:

1. Упражнение « Повтори за мной ».

Отражённое произнесение речевого материала (за логопедом) с одновременным показом положения языка в полости рта рукой: звуки (С-Ш, З-Ж); слоги (СА - ША, ЗА - ЖА; СПА - ШПА, ЗБА - ЖБА).

2. Упражнение « Я скажу - ты покажи »

Логопед произносит речевой материал, ребёнок рукой показывает положение языка в ротовой полости.

3. Упражнение « Покажи слово »

Произнесение по слогам слов - названий предметных картинок, либо отражённо (за логопедом) с показом рукой положения языка в полости рта.

СЫ (рука внизу) - НИШКА (рука вверху);

ШО (рука вверху) - ССЕ (рука внизу).

Постепенно, по мере формирования навыка, внешние движения (движения рукой) переходят во внутренний план, становятся не внешними, практическими, а внутренними, мыслительными действиями. Происходит интериоризация, «переход от внешней операции к внутренней через ряд стадий» (Д. Б. Эльконин).

Вспомните, как когда-то ваш грудничок вслушивался в ваш голос, замирал на мгновение, а потом начинал «отвечать». И не только губками да язычком. Взмахивал ручками, дрыгался ножками, он – весь движение, он к вам тянулся, словно всем телом впитывал ваши слова. И всё тело помогало ему «разговаривать»!

Да-да, это именно так: двигаются руки-ножки – и приходят в движение (активизируются!) определённые области мозга (физическое движение вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга», – скажут психологи).

У маленьких детей движение и речь связаны напрямую: свобода движений/действия малыша – это и свобода речевого развития.

Совет: Может, кому-то покажется это странным, но это действительно так: от того, что малыш кушает, тоже зависит его речевое развитие. Когда ребёнок пережёвывает пищу, у него задействованы те же мышцы, что и при артикуляции. Так что – следите, чтобы в меню ребёнка была не только протёртая пища, но и такая, которую надо жевать.

Итак,

Для нормального развития речи ребёнку необходима свобода движения и передвижения. И вот почему.

Из внешнего мира малыш старательно вылавливает информацию. Её поставляют мозгу анализаторы – органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.).

Информация – это питание для нашей психики, без неё человеческое сознание голодает, и голод этот переносится ничуть не легче, чем натуральный, физический, а может, куда сильней.

Ограничивать ребенка в свободе движений – это перекрыть поток информации, из широкой реки превратив её в тоненький ручеёк. Такое «перекрытие» сказывается не сразу – обычно хватаемся мы за голову в тот момент, когда человек отправляется в школу.

И вот тут-то нехватка ощущений и впечатлений проявится, повлияв на темпы развития мышления, памяти, воображения и, конечно же, речи (и письменной в том числе).

Это первое.

Более прочно в памяти у малышей закрепляются непосредственные ощущения и впечатления, а это становится прочной базой для развития речи (нашей второй сигнальной системы). Даже в год десять месяцев карапуз с трудом связывает предмет и слово, если только лишь видит его. Слово (название предмета) западёт в его память гораздо быстрее и удержится крепче, если малыш этим самым предметом сможет поманипулировать/поиграть. Почему? Потому что Мышление маленького ребёнка – наглядно – действенное .

Это значит, что всё новенькое (а для него всё – новенькое!) малыш воспринимает через ощущения и восприятие: ему надо потрогать, пощупать, (работает осязание), понюхать (задействовать обоняние), узнать, какова «эта штучка» на вкус, посмотреть и послушать … И только тогда (на своём, детском, уровне) он разберётся, что к чему.

Детские «разборки» совсем не похожи на наши. Мы с вами ориентируемся на зрение и слух в основном, а ребёнок на все свои анализаторы (органы чувств). Обращали внимание, как ребёнок-малыш смотри на что-то, его заинтересовавшее? он шевелит пальчиками рук и даже ног – он как бы «ощупывает» предмет своим взглядом.И если мы не учитываем этих особенностей, темпы развития малыша замедляется, в том числе и развитие речи, увы.

На свободу!

Чтобы хорошо развивался интеллект, младенец должен, как говорят психологи, «выстроить схемы собственных действий», таких, как сосание, хватание, «ударяние» – именно так он устанавливает поначалу контакт с окружающим миром. Но и потом, в раннем возрасте, такое знакомство с миром – через свои ощущения, чувства и действия -, остаётся наиважнейшим.

Вот вам пример.

К году (или чуть раньше) у малышей начинается звукоподражательный этап. Можно сказать, что это канун – очень скоро появятся настоящие слова. Так вот, звукоподражание у малышей, которые много сидели в манеже (куда не двинься – везде барьер!), а на улице больше возили в коляске (не давая возможности подвигаться самостоятельно) обычно начинается позже, чем у малышей, имеющих свободу передвижения!

Мозг ребенка так умно устроен, что умеет извлекать огромную пользу из любого приобретённого опыта.

Наша с вами задача – предоставить ему возможность добывать этот опыт. Желательно – чтобы самостоятельно. То есть – не ограничивая инициативы любопытного малыша (а бережно направляя её в нужное русло).

Ограничивая передвижения ребенка, мы лишаем его самостоятельности.

Кто-кто, а уж родители испытали это на собственной шкурке: сколько раз вылавливали удирающего малыша, сколько раз тормозили, когда рвался что-то делать, по-своему делать! Вот висит штора, мама её задёрнула; малыш тоже – дёрг. Дёрнул, та заколыхалась, полюбовался – дёрнул сильней, теперь заколыхались и тюль и шторы, карапуз начинает с силой непрерывно тянуть, он наслаждается, он в восторге от результата….

Эксперименты, подобные этому, наталкивают ребёнка на замечательное открытие: «могу действовать сам, действовать самому интересно!». Конечно, это всего лишь первые росточки самостоятельности, и в чём-то они для нас неудобны, и за малышом нужен глаз да глаз… Но как это так важно: не ограничивая детской инициативы (а направляя её в нужное русло), само стремление к самостоятельности – поддержать.

Мама жалуется, что дочка без маминой «погонялки» даже уроки не делает… А что же тут удивляться? Вот была детка маленькая, мы за неё отвечали (контролировали, наставляли и т. д. и т. п.) а пошла в первый класс: «доченька, ты теперь должна отвечать за себя» – так не бывает. Ответственность растёт потихоньку… И начинается-то она с того, что мы помогаем маленькому человеку, поддерживая его стремление к самостоятельности. А не гасим.

Погасить-то совсем не трудно

Как? вероятно, вот так – отнимая у маленького человека «кусочки» самостоятельности:

старательно выполнять за ребёнка всё то, что он способен, сумеет выполнить сам; предугадывать его просьбы/желанья (а тем не дать потрудиться, заявляя о них самому). Этакими незамысловато-полезными (с нашей точки зрения) действиями мы лишаем ребёнка возможности думать – действовать самому.

Ведь в чём состоит самостоятельность малыша ?

Уж верно не в том, чтобы тихо сидеть и копаться в игрушках. А в том, что он познавал, активно и деятельно, окружающий мир, учится нужным действиям с предметами, знакомиться с ними, узнавать их «имена», действовать самому, накапливать собственный опыт…

Не потому ли так часто дочки – сыночки капризничают и бунтуют, не потому-то возникают проблемы, в том числе и с умением заговорить в сроки, предначертанные природой?

Капризы детей очень часто связаны как раз с тем, что они пытаются (так вот, шумом и визгом) нам объяснить: взрослые, дороге, вы ошибаетесь! Способ этот для нас некомфортный, но что делать, если иначе пока сообщить не умеют и – если никак не доходит до нас?!

А теперь складываем первое и второе. И делам вывод: чем больше движения и разумной свободы – тем лучше развивается речь.

Предоставьте ребёнку!

Свободу движения и передвижения.

Как часто во время прогулок видишь печальное зрелище: катят и катят ребёнка в коляске. Он старается вылезти – выбраться, а ему: «Ты куда, сиди». Взрослым так удобно: на не испачкается, не упадёт… А малышу? Лишая своих подопечных свободы передвижения, мы заодно (не желая того) лишаем их более важного – весёлого ритма развития, который заложен в них.

Не держите ребёнка в манеже, вытащите из коляски – и пустите свободно исследовать мир. Набираться знаний и опыта и ошибаться, и учиться исправлять ошибки свои. Просто будьте рядом и называйте правильно то, на что внимательно смотрит, к чему тянется и к чему прикасается, к чему он прислушивается, что заинтересовало его. * Сноска. * Сноска. Как дать малышу свободу и в то же время уберечь его от опасностей мы рассказываем в книге «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать»

Тест на речевую готовность

Этот тест поможет вам определить общую речевую готовность – насколько малыш готов к речевому общению. Посадите ребенка напротив, скажите: «давай поиграем», – и протяните к нему свою руку открытой ладонью вверх. Подождите, пока он заинтересуется вашей ладошкой. Затем медленно сожмите её в кулак. И – начинайте поднимать вверх свои пальцы, по одному. Поднимаете и приговариваете:

Раз– два – три – четыре – пять (

Поднимаем понемножку – (на каждый счёт поднимаете по одному пальцу)

Получается ладошка. (похлопайте ладошкой с растопыренными пальцами по…….

Раз – два – три – четыре – пять

Опускаем понемножку (последовательно, по одному сгибаете пальцы)

Где ладошка? Нет ладошки.

Пальцы сжали в кулачок

И молчок. (покрутите, покажите, как пальчики крепко сжаты )

Открываем понемножку (последовательно, по одному поднимаете пальцы)

Получается ладошка.

Впрочем, можете без приговорок, но с приговорками интереснее – дети любят ритмичность фраз.

Предложите малышу повторить то же самое вслед за вами.

Он повторяет, а вы наблюдайте. Посмотрите, как работают пальчики малыша.

Результат:

Если пальчики детки разгибаются и сгибаются лишь всё компанией (т. е. вместе, а не по одному), если они совсем «вялые» и/или очень напряжены – заговорить малышу действительно трудно. Почему ему трудно и как эту трудность преодолеть – об этом сейчас и расскажем

Если у малыша это дело (сгибание – разгибание пальчиков по отдельности) хорошо получается – к «говорению» он готов. Речь ребёнка будет развиваться успешно.

«Говорящие» пальчики

Наша способность к речи состоит как бы из двух половинок: речь сенсорная (понимание того, что говорят) и речь моторная (когда звуки речи произносит сам человек). За ту и другую отвечают совершенно разные участки головного мозга. Сенсорная речевая зона находится в левой височной области головного мозга, двигательная – в области левой лобной. Очень важно, чтобы зоны эти жили – действовали в согласии между собой. Так вот, оказывается, действуют они более согласованно, когда малыш двигает пальчиками!

Тренируемся

Активную тренировку пальчиков надо начинать не позднее, чем с месяцев 10-и.

Принцип простой:

а) движения пальчиков должны быть достаточно энергичными;

б) в движение вовлекаются все пальчики рук.в) чередуют сжатие, расслабление и напряжение.

Побуждайте малыша брать мелкие предметы двумя пальцами и – обязательно! – активно работать всеми пальчиками.

Что полезно для детских пальчиков ?

Рвать бумагу, что-то растягивать и сдавливать (резиновую игрушку, например), мять/катать шарик из пластилина, играть во вкладыши, перебирать бусы, нанизывать кольца пирамидки, расставлять мозаику (крупную) по ячейкам. (и т. п.)

С полутора лет с малышом проводятся более сложные упражнения по развитию «пальчиковой» моторики. Завязать – развязать узелок, расстегнуть пуговиц, играть со шнуровкой.

В магазинах продаётся масса подходящих детских игрушек – песочные наборы, полые кубики, которые можно вкладывать один в другой (вкладыши), матрёшки, пирамидки и прочее. Но вы без особых усилий сможете сами сделать массу полезных и развивающих игрушек для своего малыша.

И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №1. - С. 49-52.

1. Развитие мелкой моторики рук

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев рук, активизировать работу мышц кисти. Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики.

  • 1. Лепка из глины и пластилина.
    2. Рисование или раскрашивание картинок
    3. Изготовление поделок из бумаги.
    4. Конструирование
    5. Застёгивание и расстёгивание кнопок, пуговиц, крючков.
    6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
    7. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
    8. Всасывание пипеткой воды.
    9. Нанизывание бус и пуговиц.
    10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
    11. Переборка круп.
    12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

Во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

Во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

В-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

2. Развитие графического навыка и зрительно- моторной координации

Графический навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

У детей поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети дошкольного возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

Поднять то правую, то левую руку.

Взять предмет то правой, то левой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку

Трудности в письме связаны, прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Самый простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает и укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.


Так же можно изготовить различные игрушки, где будут молнии, шнурки, пуговицы, банты и т. д.


Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысление знакомство ребенка с миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Активная тренировка общих движений и ручной моторики позволяет совершенствовать произвольное внимание, развивать навыки контроля и планирования целостного действия, а так же формировать учебную мотивацию, развивать регулирующую роль речи.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму

Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация - это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит - рука изображает - такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Важным компонентом готовности руки к письму является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:

5, 5–6, 5 мес - начинает брать предметы,

6, 5–7, 5 мес вращение кистью с игрушками.

К 11мес совершенствование кистевого и пальцевого праксиса.

1г-1, 5г - попытки рисовать «как попало».

1, 5–2г - появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

3–4г - режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки).

В 5–6лет появляется способность обводить клетки.

6–7лет - готовность к развитию графо - моторных навыков.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга активные точки. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Пальчиковый игро-тренинг

Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самомассаж рук

Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.

Тренировка зрительно-двигательной координации

Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз - рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз.

Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтесори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века. Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др. Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги. И Формирование навыка движения по нему руки: формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Тема: “Коррекционная работа по формированию

просодической стороны речи у дошкольников

со стертой формой дизартрии”

Введение

Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели просо-дического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, уста-новить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, уме-рить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В.А.Гиляровский писал, что просодические упражнения ока-зывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настрое-ние, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.

Е.В. Чаянова, Е.В. Конрова считали, что система просодичес-ких заданий способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплекс-ной).

Немецкие исследователи К. Колер и К. Швабе указывали на психотерапевтический аспект просодических навыков.

О значении просодической стороны речи писала В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А.Власова, Д.С. Озорецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере челове-ка, а также то, что просодика воздействует на физическое, мо-ральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Если вопросы преодоления звукопроизносительных расстройств при стертой форме дизартрии в исследованиях психологов и дефектологов представлены в достаточном объеме, то приемы пре-одоления просодических нарушений изучены недостаточно. В настоящей работе поднимается проблема формирования просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.

В связи с этим актуальность работы заключается в определении тактики работы над просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, в разработке направлений и форм организации работы над этой проблемой у детей данной группы, в устранении имеющихся особенностей просодики.

Целью работы является изучение просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений и выработка методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи .

Изучить литературу по вопросу развития просодической стороны речи при нормальном онтогенезе.

Исследовать просодическую сторону речи дошкольников со стертой формой дизартрии.

Разработать методику исследования.

В экспериментальном исследовании выявить особенности и определить уровень сформированности состояния просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Обосновать и определить содержание, методы и принципы развития просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Гипотеза работы :

При исправлении стертой формы дизартрии работа над просодической стороной речи занимает важное место, т.к. является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя просодический элемент, мы улучшаем другие компоненты речи дошкольников со стертой формой дизартрии и их речь в целом.

Объектом работы являются психофизиологические особенности детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Предметом работы является состояние просодики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

В работе использовались:

Анализ и обобщение специальной литературы по проблеме работы;

Анализ документации (медицинские карты, речевые карты, справки от невропатолога);

Эксперимент;

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Теоретическая значимость работы определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по нормализации просодической стороны речи как компонента речевой системы в целом.

Практическая значимость работы заключается в разработанных методике и системе коррекционно-развивающих занятий по формированию просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии, а также методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики. Под влиянием специально организованных занятий у дошкольников со стертой формой дизартрии наблюдается нормализация просодического компонента просодики.

Определение основных понятий просодической стороны речи

Основные понятия просодической стороны речи представлены на рисунке 1.1.

Просодическая сторона речи

Рифмовка

Речевое дыхание

Интонация

Ударение

Мелодика

Рис. 1.1. Основные понятия просодической стороны речи

Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной.

Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Дикция - четкое, внятное выразительное произношение слов.

Пауза - знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени (в речи, музыке).

Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Рифмовка - симметричное расположение звуков.

Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

Мимика - (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.

Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

Более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

Значительным увеличением дыхательного объема;

Преимущественно ротовым типом дыхания;

Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Характеристика состояния просодики у дошкольников со стертой формой дизартрии

В логопедической литературе дизартрия определяется как нару-шение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Изучая различные научные источники, мы столкнулись с тем, что одно и то же нарушение разными авторами рассматривается под терминами:

- "синдром дизартрии" (Волкова Л.С.);

- "дизартрический компонент" (Мастюкова Е.М.);

- "стертая форма дизартрии" (Лопатина Л.В.).

Для единообразия в работе использован термин "стертая форма дизартрии".

При стертой форме дизартрии, являющейся степенью выраженности дизартрии, наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения просодических компонентов речи (и, в частнос-ти, ритмико-интонационной структуры высказывания), тесно свя-занных с фонетическими характеристиками звуковых единиц. Речь дошкольников со стертой формой дизартрии характеризуется как малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная.

Стертая форма дизартрии может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию, родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях стертые формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальных дисфункций (Мастюкова Е.М.). Нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. У детей со стертой формой дизартрии наблюдается слабый тонус лицевых мышц, мимика невыразительна (вялая или напряженная). Помимо этого отмечаются приспособительные изменения мимики, артикуляции. Отмечается значительная интенсивность грудного дыхания по сравнению с брюшным. У них нарушено речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, изменения имеют место в просодике высказывания. Утрата звучности и силы голоса связаны с понижением мышечного тонуса голосового аппарата, изменением режима работы голосовых связок.

Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

Дети со стертой формой дизартрии по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью патологических отклонений у детей с сохранным интеллектом. Дети со стертой формой дизартрии отстают от сверстников по точности и ловкости движений. У них, как правило, недостаточная координация.

Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.

Коррекционная работа, направленная на развитие просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

По результатам диагностического исследования в течение 2005-2009 гг. с сентября по май совместно с воспитателями логопедических групп проводился комплекс специальных занятий с детьми, имеющими диагноз "стертая форма дизартрии".

Цели:

Гармоничное развитие личности ребенка;

Развитие согласованности речи и движения;

Устранение речевых нарушений и, прежде всего, нормализация просодической организации речи.

Задачи:

Развивать артикуляционные и мимические движения;

Развивать мелкую моторику;

Развивать речевого дыхания;

Научить детей ритмично выполнять задания педагогов;

Развивать слуховое внимание, зрительный контроль за выполнением упражнения;

Научить детей подбирать рифмующееся слово;

Развивать умение пользоваться интонацией, паузой;

Научить правильно пользоваться ударением.

Наряду с современными лингвистическими представлениями об интонации при разработке методики логопедической работы принимаются во внимание и особенности интонационной структуры предложений в речи детей со стертой формой дизартрии, проявляющиеся в нарушении процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур.

Любое высказывание независимо от его длительности оформлено фонетически как единое целое. Звуковым средством, помогающим оформить высказывание, является интонация.

В основе методики логопедической работы по формированию интонационной стороны речи лежат современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи детей со стертой формой дизартрии.

Для развития четкой, ритмичной, выразительной речи детей в работе были использованы упражнения из методик Лопатинов Л.В. и Серебряковой Н.В. "Логопедическая работа с детьми со стертой формой дизартрии", в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов. Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности - основной деятельности детей этого возраста. При этом добивались легкости выполнения упражнений.

Работа по формированию просодики у дошкольников должна проходить через всю деятельность детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.В данном случае необходима согласованность в работе всех педагогов ДОУ.

Коррекционная работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги.

Невербальные тренинги.

1. Работа по формированию мелкой моторики.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

1.1. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Работу по формированию тонких движений пальцев рук у детей нужно проводить самостоятельно, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.

Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик".

При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.

1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Например, следующие упражнения.

"Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.

Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз - "Птичка летит".

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу - "Лодочка".

2. Работа над ритмом (методика Рычковой Н.А.).

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Упражнение 1. Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:

та-та та-та-та

I - I I - I - I.

Упражнение 2. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.

3. Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.

Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в уголок пово-лок".

Упражнения перед зеркалом.

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражне-ния, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., по-том он сам руками поможет себе.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

Вербальные тренинги.

1. Логоритмические минутки.

Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.

Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы - на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия. Практически к любой лексической теме можно подобрать соответствующую логоритмику, так что она лишь продолжит единый игровой сюжет занятия, Логоритмические занятия вообще очень любимы детьми.

Например, зарядка.

А - руки в стороны вверх.

О - руки соединить.

И - руки развести в стороны.

У - руки вперед, назад, вместе.

Согреемся.

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем -

Мы потопаем скорее:

Топ-топ-топ.

2. Медленные стихи.

(Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста сту-чать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

Занудливый дождь.

(Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).

Стеной стеклянной идет

Противный дождь, занудливый.

И льет, и льет, и льет, и льет

Противный дождь, занудливый.

3. Подбор рифмы.

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)

Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой... (Трясет? Вертит? Мотает?)

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в... (Лошадку? Скакуна? Коня?)

Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми дня-ми?)

Я сегодня утром рано

Умывался... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?)

У меня в кармашке

Маки... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина.

Прокололась шина).

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки

Теплые сапожки).

Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз

И вагончики повез).

4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

Цель: развивать чувство ритма.

Паузация - один из важнейших и сложнейших эле-ментов просодики. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже - свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.

Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают мар-шировать, произнося текст про себя.

Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.

Дета считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.

Упражнение "Укачивание" (имитация укачивания куклы):

6. Работа над интонацией.

Основываясь на лингвистических представлениях об интонации, в процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации, над фразовым ударение, мелодикой, темпом, паузацией, тембром и силой голоса. В процессе обучения осуществляется работа над основными компо-нентами интонации: над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузацией, тембром, силой голоса. Учитывая то, что интонация, вклю-чаясь в структуру языкового знака, усиливает и уточняет его значе-ние, в процессе логопедической работы над интонационной структу-рой основополагающим моментом является опора на семантику язы-кового знака в целом.

С помощью правильного интонирования можно сде-лать речь более эмоционально-выразительной. Упражнения на ин-тонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, дру-гих литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки мы просим детей пересказать текст, подражая голосам актеров.

С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур для де-тей со стертой дизартрией предлагается определенная последователь-ность логопедического воздействия. Формирование интонационной выразительности речи осуществляется в направлении от обобщенного представления до интонационной выразительности к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, от раз-личения видов интонации в импрессивной речи к овладению инто-национной выразительностью в экспрессивной речи, от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освое-нию на более сложном речевом материале, от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап - формирование представлении об интонационной вырази-тельности в импрессивной речи.

Задачи этапа : показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначе-ния, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В связи с выделенными задачами первого этапа работа по форми-рованию представлений об интонационной выразительности в имп-рессивной речи осуществляется в следующей последовательности.

1.1. Формирование общих представлений о выразительности речи. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, пер-вый раз - без интонационного оформления текста, второй - выра-зительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, ра-дость, удивление, просьбу, приказ и т.д.

1.2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

В процессе знакомства с повествовательной интонацией детям предъявляется предложение, произнесенное с повествовательной интонацией, и определяется, что в нем выражается (спрашивается или сообщается о чем-то). Далее уточняются звуковые средства вы-ражения («Когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, не из-меняя голоса»). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяже-нии всего повествовательного предложения сопровождается движе-нием руки в горизонтальном направлении и обозначается графичес-ки (см. Приложение №11). Затем детям предлагается придумать предложения, которые мож-но сказать спокойно, не изменяя голоса, проводится знакомство со знаком (точкой), с помощью которого такие предложения обозначаются при письме. После знакомства со знаком из текста выделяются повествовательные предложения при поднимании детьми карточки с точкой. В последующем предлагается выкладывать столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом ма-териале.

1.3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее вы-ражения и способами обозначения.

Проводится аналогичным образом. При этом внимание детей фиксируется на том, что в конце вопросительного предложения го-лос повышается. Это повышение голоса также сопровождается соот-ветствующим движением руки и обозначается графически (см. Приложение №11).

1.4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее вы-ражения и способами обозначения.

Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержа-ние которых можно соотнести с междометиями (типа: Ой! Ах! Ух! Ура!), проведения беседы по содержанию каждой из них. Затем детям объясняется, что восклицательно можно произнести и целое предложение, уточняется, что при его произнесении голос или резко повы-шается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Из-менение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически (см. Приложение №6). Работа по восприятию восклицательных предложений в дальнейшем проводится так же, как и работа по восприятию повест-вовательных и вопросительных предложений.

1.5. Дифференциация интонационных структур предложений в имп-рессивной речи.

Осуществляется после уточнения и сравнения выражения и спосо-бов обозначения различных интонационных конструкций при опреде-лении интонационного типа предложения в предъявляемых текстах.

2 этап - формирование интонационной выразительности в экс-прессивной речи.

Задачи этапа : формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используют-ся упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, та постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции (см. Приложение №12).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по следующим направлениям:

1.1. Работа над интонационной выразительностью повествователь-ного предложения.

А. Работа над ритмикой слова.

Поскольку в предложениях, составляющих единое целое - син-тагму, как и в слове, можно выделить предударную-ударную или пред-ударную-ударную-заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих средств (изменения высоты голоса, длительности гласных). Освоение ритмики слова служит предпосылкой для дальнейшей работы над оформлением интонационной структуры предложения и проводится с учетом фонетической сложности речевого материала в следующей последовательности: произношение односложных слов (простых, со стечением согласных, в структуре нераспространенных предложений); произношение слов разной слоговой структуры с различными глас-ными, находящимися в разном положении по отношению к ударно-му слогу слова; произнесение группы слов без пауз в структуре сло-восочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения.

Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.

Основными задачами этого раздела работы являются: отработка синтагматического ударения, выделяющего в речи семантически за-вершенные синтагмы; выделение и передвижение интонационного центра в структуре повествовательного предложения. Проводится эта работа в следующей последовательности: отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения и отработка конструк-ции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию.

1.2. Работа над интонационной выразительностью вопросительно-го предложения.

Проводится в следующей последовательности.

А. Отработка интона-ции вопросительного предложения без вопросительного слова (в про-цессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове).

Ударение - один из самых поздно формируемых, легко нарушаемых и плохо поддающихся коррекции элементов речи.

Упражнения на определение слогоритмической структуры слова.

Логопед отстукивает ритм имен, встают дети, услышавшие
свое имя: Алеша. Катя. Олег, Макс, Сережа…

Логопед ставит перед детьми несколько игрушек или карти-нок, простукивает названия этих предметов, утрированно выделяя ударный слог, дети находят нужный предмет:

Курица, стол, карандаш, лук, очки, белка и т.д.

Отстукивание схем различной слогоритмической структуры.

Двусложные слова: хХ - Хх.

Назвать картинку. Отхлопать слоги. Ударный слог - громкий хлопок. безударный - негромкий.

То же протопать, простучать.

Подобрать слова, картинки, игрушки или предметы под заданные схемы:

РыбАк - рЫбы, втОрник - вторОй, сказАл - скАзка, морЯк -мОре, столЫ - стОлик…

Трехсложные слова:

Написать схемы к словам.

Подобрать слова, картинки, предметы или игрушки под схемы:

Ххх ххХ хХх

ЛошАдка, тополЯ, сорОка, пирогИ, молокО, огорОд, лЕстница.

Графическая запись предложения:

Леша идет пешком Хх хХ хХ

Кот любит молоко Х Хх ххХ

Графическая запись текста:

Конь щипал траву. X хX хX

Трава была сочная хХ хХ Ххх

Конь пил воду. X X Хх

Эти гОры высоки. На склоне горЫ пасется стадо.

Мы знаем рЕки нашей области. Вдоль рекИ бежит тропа.

МашИна и МАшина ручка лежали на столе.

Солнце сЕло за селО.

На двери в зАмок висит замОк.

Б. Отработка интона-ции вопросительного предложения с вопросительным словом (при выделении вопросительного слова в предложении, проводившимся параллельно с закреплением умения изменять место интонационно-го центра внутри предложенной конструкции). После отработки во-просительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по под-ражанию и самостоятельно.

1.3. Работа над интонационной выразительностью восклицатель-ного предложения.

А. Отработка восклицательной интонации на материале междо-метий осуществляется при отрабатывании выражения различных эмо-циональных состояний с помощью междометий на материале карти-нок и стихов, при предъявлении которых детьми проговариваются с нужной интонацией только междометия, соответствующие эмоцио-нальному содержанию картинок и стихов.

Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей обра-щение, требование, восклицание.

Проводится в процессе сопряженного проговаривания, повторе-ния и самостоятельного произнесения соответствующих речевых об-разцов.

В. Закрепление восклицательной интонации.

Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи.

Проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интона-циям героев.

Сказки-оперы: пропевание слов характерных героев, напри-мер, в сказке "Теремок" Мышка поет высоко: "Кто-кто в теремочке живет?". Медведь поет низко.

Таким образом, формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, от овладения определенными видами инто-национных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Заключение

Целью работы являлось изучение просодической стороной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений и выработка методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики.

В числе первых заинтересовавшихся проблемой просодики были Бехтерев В.М., Гиляровский В.А., Гринер В.А., Самойленко И.Г. Они уже тогда обосновали необходимость многостороннего воздействия на речь ребенка с речевыми нарушениями.

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. В процессе экспериментов был прослежен весь ход изменений основных просодических элементов и отмечена главная закономерность, что дети со стертой формой дизартрии не владеют интонационными компонентами речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей со стертой формой дизартрии недостаточно развиты мелкая и артикуляционная моторика, мимика. Наибольшую трудность у этих детей вызвали задания по удержанию паузы, выявлено неумение пользоваться интонацией и ударением.

Цель формирующего эксперимента: совершенствовать развитие мелкой, артикуляционной, мимической моторик, формировать умение пользоваться основными компонентами просодики, такими как темп, ритм, мелодика, пауза, интонация на логопедических, воспитательских, музыкальных занятиях. Для того чтобы определить, насколько эффективна была система предложенных упражнений по формированию просодики, оказала ли она влияние на исходный уровень развития речи, был проведен контрольный эксперимент с сохранением тех же этапов и методик диагностики, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента показали: после проведенной систематической работы по формированию основных компонентов просодики речь детей со стертой формой дизартрии стала более выразительной, интонационно окрашенной. Наблюдается улучшение со стороны лексической и фонетико-фонематической системы речи.

Таким образом, данные показали, что необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

Все данные, полученные в ходе проведенных экспериментов, анализ этих данных показали, что занятия по формированию просодики у детей со стертой формой дизартрии нормализуют основные компоненты просодической стороны речи и делают речь выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач, что доказано экспериментальным путем.

Обнаруженные у дошкольников со стертой формой дизартрии разные уровни нарушения просодики позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить просодическую сторону речи детей.

Это позволяет утверждать, что гипотеза доказана.

По результатам работы были сформированы методические рекомендации для педагогов по формированию интонационной выразительности речи у детей со стертой формой дизартрии.

Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в условиях специальных дошкольных учреждений и семьях, с детьми со стертой формой дизартрии, для студентов дефектологических факультетов педагогических университетов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Плотность