Увлечение психологией. Сверхценные психологические увлечения


МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ

В ПОИСКАХ ПОТОКА

Психология увлеченности повседневной жизнью

Как мы проводим свои дни? Что доставляет нам удовольствие? Как мы чувствуем себя, когда едим, смотрим телевизор, занимаемся любовью, работаем, управляем автомобилем, общаемся с друзьями? Как показывает глубокое исследование жизни тысяч людей, лежащее в основе книги «В поисках потока», мы часто живем, не задумываясь о своей внутренней жизни и не соприкасаясь с ней. В результате этой невнимательности мы постоянно разрываемся между двумя крайностями: в течение большей части дня мы испытываем беспокойство, стресс на работе и необходимость справляться со своими обязанностями, а свободное время мы проводим, ничего не делая, пассивно и скучно.

Книга «В поисках потока» – это книга о психологии, а также книга самопомощи. Это руководство для тех, кто хочет управлять своей жизнью. По мнению Чиксентмихайи, решение заключается в том, чтобы ставить перед собой сложные задачи, требующие от нас высокого профессионализма и полной самоотдачи. Вместо того чтобы смотреть телевизор или играть на пианино, подойдите к ежедневным делам с другой стороны. Короче говоря, узнайте радость полной самоотдачи.

Возможно, выводы, излагаемые в книге «В поисках потока», покажутся простыми, если смотреть на них поверхностно. Однако они могут изменить вашу жизнь. Они являются итогом многолетней работы автора и исследований, проведенных им в Чикагском университете. В результате был создан глубокий и значительный труд, в котором автор предлагает своим читателям способы, как сделать свою жизнь внутренне более богатой и насыщенной.

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Структура повседневной жизни

Если мы действительно хотим жить, нам лучше начать прямо сейчас;

Если же мы жить не хотим, нам лучше начать умирать.

– У.Х. Оден

Эти строки, написанные Оденом, кратко и точно передают содержание данной книги. Выбор прост: между сегодняшним днем и неизбежным концом наших дней мы выбираем либо жизнь, либо смерть. Биологическая жизнь представляет собой автоматический процесс до тех пор, пока мы удовлетворяем потребности нашего тела. Но жизнь в том смысле, который имеет в виду поэт, это совсем не то, что происходит само по себе. На самом деле все доказывает обратное: если мы не будем управлять своей жизнью сами, ей будут управлять другие внешние силы и кто-то будет использовать ее в своих целях. Биологические инстинкты будут вынуждать нас передать наш генетический потенциал, культура будет использовать наши жизни для пропаганды своих ценностей, а другие люди будут стараться осуществить свои цели с помощью нашей энергии – и все это, не заботясь о том, как это влияет на нас. Не надо ждать, что кто-то поможет нам жить; мы должны научиться делать это самостоятельно.

Итак, что же значит «жить» в данном контексте? Естественно, речь не о простом биологическом выживании. Жить полной жизнью, не теряя времени и своих возможностей, выражая свою уникальность и принимая самое глубокое участие в сложной жизни всего мироздания. В данной книге рассматриваются способы, как можно жить таким образом – на основе открытий современной психологии, моих собственных исследований, а также всей мудрости прошлого, переданной нам в любой форме.

Мы будем рассматривать вопрос «Что значит хорошо жить?» довольно скромно. Вместо того чтобы разбираться в пророчествах и загадках, мы станем опираться на реальные факты, насколько это возможно, и сосредоточим свое внимание на самых обычных событиях, которые происходят в нашей жизни в течение дня.

Я приведу конкретный пример, чтобы объяснить, что я имею в виду под выражением «хорошо жить». Несколько лет назад мы вместе с моими студентами занимались исследованиями на заводе, на котором собирали железнодорожные вагоны. Основное рабочее место располагалось в огромном грязном ангаре, где из-за постоянного шума нельзя было расслышать ни слова. Большинство сварщиков ненавидели свою работу и постоянно смотрели на часы в ожидании окончания рабочего дня. Стоило им только выйти через проходную, как они сразу же спешили в близлежащий бар или ехали в другой штат, чтобы развлечься.

Но был на том заводе один рабочий, которого звали Джо. Ему было немногим за шестьдесят, и он практически не имел какого-либо образования. Однако он научился разбираться в технике и чинить любое оборудование на заводе, начиная от подъемных кранов и заканчивая компьютерными мониторами. Ему нравилось возиться со сломанными устройствами, выясняя причину поломки и приводя их снова в рабочее состояние. Вместе с женой он разбил большой сад с альпийскими горками на двух пустых участках земли, прилегающих к дому, и построил там фонтаны, над которыми светилась радуга – даже ночью!

Все рабочие завода, а их было около сотни человек, уважали Джо, хотя и не всегда его понимали. Они обращались к нему за помощью, если возникала какая-нибудь проблема. Многие считали, что без Джо завод попросту бы закрылся.

На протяжении многих лет я встречался с генеральными директорами крупных компаний, влиятельными политиками и Нобелевскими лауреатами. Все они были выдающимися людьми, которые вели замечательную жизнь. Однако их жизнь была ничуть не лучше жизни Джо. Что же делает подобную жизнь такой простой, полезной и стоящей, чтобы ее прожить? В этом заключается главный вопрос данной книги. В своем подходе я опираюсь на три основные предпосылки. Первая из них – это пророки, поэты и философы, открывшие многие истины в прошлом, которые имеют большое значение и для нашей сегодняшней жизни. Однако эти истины были выражены языком, присущим своему времени, поэтому для того, чтобы их применить, каждое поколение заново должно их открывать и расшифровывать. Самые главные идеи наших предков содержатся в священных книгах иудаизма, христианства, ислама, буддизма и в Ведах. Игнорировать эти источники можно лишь из детского зазнайства. Однако также наивно было бы думать, что всё написанное в прошлом является абсолютной истиной на все времена.

Вторая предпосылка, на которой строится эта книга, это то, что в настоящее время наука снабжает человечество наиболее важной информацией. Научная истина также выражается в терминах, характерных для определенной эпохи, так что она может быть изменена или отброшена в будущем. Возможно, в современной науке содержится много предрассудков и недоразумений, как и в старых мифах, однако мы слишком близко соприкасаемся во времени, чтобы уловить эту разницу. Может быть, со временем мы сможем устанавливать истину посредством экстрасенсорного восприятия и передачи духовной энергии и не будем нуждаться в теориях и лабораториях. Однако короткий путь опасен: нельзя не признать, что наши знания пока далеки от совершенства. Как бы то ни было, на сегодняшний день наука является наиболее достоверным отражением действительности, и мы рискуем, если не пользуемся ею.

Третья предпосылка заключается в том, что, если мы хотим понять, что значит «настоящая жизнь», нам следует слушать голоса из прошлого и объединять их послания со знаниями, которые постепенно накапливает наука. Идеологические призывы – такие, как идея возвращения к природе Руссо, которая предшествовала фрейдистской идеологии, – всего лишь пустые слова, если мы не имеем представления о природе человека. В прошлом для нас нет надежды. Нет решения и в настоящем. Бессмысленно и перепрыгивать вперед в воображаемое будущее. Единственный путь к тому, чтобы узнать, что такое жизнь, это попытаться понять реальность прошлого и возможности будущего так, как мы можем понять их в настоящем.

Соответственно, в этой книге под словом «жизнь» мы будем понимать то, что мы испытываем с утра до вечера, семь дней в неделю, в течение приблизительно 70 лет, если нам повезет, или даже больше, если нам очень сильно повезет. Такая перспектива может показаться ограниченной, если сравнивать ее с более возвышенными представлениями о жизни, которые дают нам мифы и религия. Но если перевернуть высказывание Паскаля, выходит, что при наличии сомнений лучшим решением будет предположить, что эти семьдесят лет – наш единственный шанс познать мироздание и мы должны использовать этот шанс в полной мере. Если мы этого не сделаем, то можем потерять всё; если же мы ошибаемся и после смерти есть жизнь, мы не теряем ничего.

В другом переводе "Психология вовлеченности в повседневную жизнь". Это из серии "закрытых гештальтов", причем не только сам факт прочтения наконец-то полностью, но и систематизация впечатлений в виде отчета о прочитанном.

С большим интересом прочитала в свое время "Поток. Психология оптимального переживания". Эта книга устанавливает собственно понятие "потока". Чтобы не возникало ассоциаций с чем-то вроде "болтаться как... в проруби" или "плыть по воле волн", под спойлером определение из словаря академических терминов (я в таких случаях не сторонник "пересказа своими словами"):

"Поток - психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека."

В "Психологии оптимального переживания" компоненты этого восхитительного состояния разбираются по косточкам. А оно такое хорошее, что каждому, естественно, хочется иметь. Поэтому я с воодушевлением ожидала, что в "Психологии увлеченности повседневной жизнью" Чиксентмихайя даст готовые рецепты, а где его взять и как в него войти. И в первый раз не смогла даже прочитать ее до конца. Книга оказалась настолько "обо всем сразу", что, по моим ощущениям, граничит с "ни о чем". Будто Барбара Шер решила переключиться с тренингов на академические жанры.

Например, Чиксентмихайя разбирает день человека на составные части, кропотливо при помощи исследований подтверждая, сколько времени тратится на сон, сколько - на уход за собой и хозяйственную деятельность, сколько - на еду, сколько на работу, сколько на досуг, сколько из него - на хобби. Рассматривает, как менялось отношение к тому или другому аспекту. Например, как люди относились к работе раньше и как сейчас. Как изменилось это отношение в связи с тем, что во многих областях процесс и результаты стали восприниматься несколько эфемерными. Ну, сравните наглядную зримость и весомость результатов, например, крестьянского труда с работой клерка, что "бумажки перекладывает". Исследует, как изменились виды и формы досуга. Разбирается, в какие моменты люди ощущают больше всего удовлетворения и/или удовольствия. Анализирует увеличение "пассивных видов досуга". Ухитряется мимоходом порассуждать, почему смотреть кино проще, чем читать, но чтение при этом чаще вызывает то самое чувство потока, и почему заниматься деятельностью, не требующей подготовки, проще, чем чем-то таким, что сначала надо организовать. В общем, там действительно, практически обо всем и сразу. Много интересных фактов и рассуждений. Хватает любопытных интерпретаций. Например, мне ужасно понравился вот этот момент о самопознании, которое не обделено вниманием и в его религиозных аспектах:

«В ХХ веке самопознание сильно идентифицировалось с фрейдистским психоанализом. Сформированный под влиянием политического цинизма времени между двумя мировыми войнами, психоанализ ставит свою задачу скромно: он предлагает самопознание, не ставя перед собой цели сказать, что человеку надо делать с тем, что он о себе узнал. И понимание, которое он предлагал, настолько глубокое, каким оно было, также часто ограничивалось открытием некоторых ловушек, в которые обычно попадает «эго» - пагубных чувств, возникших в результате существования семейного треугольника и последующего подавления сексуальности. Несмотря на важные открытия психоанализа, его неудача заключалась «в том, что он давал ложное ощущение уверенности людям, которые верили, что, открыв свою детскую травму, они теперь будут жить более счастливо. Увы, наше «эго» - более коварно и сложно, чем такое о нем представление.

Психотерапия основывается, главным образом, на воспоминаниях и последующем обсуждении их с обученным психотерапевтом. Этот процесс размышлений под руководством специалиста может принести значительную пользу, и по своей форме он не сильно отличается от предписания Дельфийского оракула. Трудность заключается в том, что популярность этой формы терапии ведет к тому, что люди верят, что с помощью самоанализа и размышлений о своем прошлом они смогут решить свои проблемы. Обычно этого не происходит, потому что линзы, через которые мы смотрим на прошлое, искажены именно той проблемой, которую мы хотим решить. Чтобы получить пользу от размышлений, необходим опытный психотерапевт или долгая практика.

Более того, привычка к размышлению, которую поощряет наше нарциссическое общество, на самом деле может ухудшить ситуацию. Исследования с помощью Выборочного Изучения Опыта показывают, что когда люди думают о себе, их настроение обычно негативно. Когда человек начинает размышлять, не имея для этого специальных навыков, первые мысли, которые возникают в его сознании, обычно бывают депрессивными. Если в состоянии потока мы забываем о себе, то в состоянии апатии, беспокойства или скуки наше «эго» обычно выходит на передний план. Поэтому если мы не владеем мастерством размышлений, занятие «размышлениями над проблемами» обычно ухудшает ситуацию вместо того, чтобы ее облегчить.

Большинство людей думают о себе только тогда, когда их дела идут плохо, и в результате они вступают в порочный круг, в котором беспокойство в настоящем отражается на прошлом, а болезненные воспоминания делают настоящее еще более мрачным. Один из способов, как разорвать этот круг, заключается в том, чтобы приобрести привычку размышлять над своей жизнью, когда у вас есть причины, чтобы быть ею довольными, когда вы находитесь в приподнятом настроении. Но еще лучше направлять свою психическую энергию на те цели и отношения, которые принесут вам гармонию косвенным образом. Испытав поток в результате сложного взаимодействия, мы получим конкретный и объективный отклик, и нам не нужно будет прилагать усилия, чтобы думать о себе лучше.»

Все очень хорошо и верно подмечено, но обратите сами, каков тематический разброс, например, с этими цитатами. А под спойлерами собраны не симпатичные афоризмы, а именно емкие тезисы, разворачиваемые в отдельные главы-рассуждения. В данном случае я совершенно не опасаюсь перебрать с цитатами, поскольку, ознакомившись с их подборкой, можно не читать остального, "принцип мы поняли" с):

«Для того чтобы испытать поток, может помочь наличие ясных целей – не потому что именно достижение целей является важным, а потому что, не имея цели, трудно сконцентрироваться и не отвлекаться. Так, альпинист ставит перед собой цель достичь вершины не потому, что у него такое сильное желание достичь ее, а потому что эта цель делает занятие альпинизмом возможным. Если бы не вершина, то подъем на гору был бы бесцельным занятием, которое оставляет у человека ощущение беспокойства и безразличия.»

«Научиться управлять своими целями – это важный шаг на пути улучшения качества своей повседневной жизни. Но для этого совсем необязательно ударяться в крайности спонтанности, с одной стороны, или полного контроля, с другой стороны. Наилучшее решение заключается, возможно, в том, чтобы понять истоки мотивации, признать необъективность наших желаний и ставить перед собой скромные цели, которые создают порядок в нашем сознании, не привнося большого беспорядка в наше социальное и материальное окружение.»

«Пассивный досуг и развлечения не предоставляют нам больших возможностей для применения наших способностей. Мы испытываем поток, когда вовлечены в те виды деятельности, которые дают нам возможность применить наши навыки, а именно, занимаясь умственным трудом и активным отдыхом.»

«Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом.»

«Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни.»

«Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке.»

«Чем больше психической энергии мы вкладываем в болезненное для нас событие, тем реальнее оно становится, и тем больше энтропии входит в наше сознание. Но мы также не решим проблему, если откажемся от этого переживания, постараемся подавить его или интерпретировать по-другому, поскольку эта информация затаится в глубине нашего сознания, лишая нас психической энергии и препятствуя ее распространению. Будет лучше, если мы посмотрим своему страданию прямо в глаза, признаем его и почтем его присутствие, а затем как можно быстрее сконцентрируем свое внимание на тех вещах, которые мы сами для этого выбрали.»

«Никто не может вести великолепную жизнь, не чувствуя, что он принадлежит к чему-то более великому и вечному, чем он сам. Это заключение, общее для всех религий, которые давали смысл человеческой жизни на протяжении долгих веков истории человечества. В наши дни, когда нас все еще опьяняют великие открытия в науке и технологии, мы рискуем забыть об этом откровении. В США и других технологически развитых странах индивидуализм и материализм почти окончательно возобладали над приверженностью своему сообществу и духовным ценностям"

«Все больше кажется, что мы прячем голову в песок, чтобы не слышать плохих новостей, и скрываемся за заборами своих домов под защитой вооруженной охраны. Однако наша личная жизнь не может быть хорошей, пока мы остаемся в стороне от проблем общества, что знал Сократ и поняли те, кто недавно пережили диктатуру в своих странах. Было бы намного легче, если бы мы были ответственны только за самих себя. К сожалению, мир устроен по-другому. Активная ответственность за остальное человечество и за мир, частью которого мы являемся, это необходимая составляющая хорошей жизни.»

«Однако истинная задача человека заключается в том, чтобы уменьшить энтропию в своем окружении, не увеличивая ее в своем сознании. Буддисты дают хороший совет, как это можно сделать: «Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют». Именно такой серьезный юмор, такое сочетание участия и смирения делают возможным относиться к делу с полной вовлеченностью, и в то же время непринужденно. Имея такое отношение к делу, человеку совершенно необязательно побеждать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным; поддержание порядка во Вселенной становится целью, приносящей удовлетворение само по себе, без каких-либо последующих благ для человека. В этом случае, возможно испытывать радость даже тогда, когда ты ведешь проигрышную войну за доброе дело.»

Резюмируя, могу сказать, что книга оставила по себе ощущение, граничащее с легким недоумением. Сформулировать ее суть можно в одной фразе: "Активные виды деятельности всегда лучше пассивного времяпрепровождения." Невольно задумываешься, а этот простой, в сущности, тезис, вправду надо сопровождать таким количеством объяснений, обоснований и доказательств, вдобавок, с исследованиями? Предмет которых, некстати сказать, местами производит едва ли не комический эффект. Или тезис так раздут, потому что принцип "публикуйся или сдохни" до сих пор является ведущим в определенных кругах?

Но, по крайней мере, я поняла, почему мне так нравится водить автомобиль: этому моменту в ней тоже уделена толика внимания. Но книга не из тех, что я кому бы то не было стану рекомендовать. Скорее любопытно, чем познавательно. А извлечь пользу, похоже, удастся только людям, склонным мыслить уж совсем "на одной волне с автором". Для читателей иного "психологического профиля", нежели автор, окажется в лучшем случае "проходной", а то и откровенно "балластной", поскольку на "чтение удовольствия и развлечения ради" тоже не тянет.

В поисках потока. Психология включенности в повседневность Чиксентмихайи Михай

МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ В ПОИСКАХ ПОТОКА Психология увлеченности повседневной жизнью

МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ

В ПОИСКАХ ПОТОКА

Психология увлеченности повседневной жизнью

Как мы проводим свои дни? Что доставляет нам удовольствие? Как мы чувствуем себя, когда едим, смотрим телевизор, занимаемся любовью, работаем, управляем автомобилем, общаемся с друзьями? Как показывает глубокое исследование жизни тысяч людей, лежащее в основе книги «В поисках потока», мы часто живем, не задумываясь о своей внутренней жизни и не соприкасаясь с ней. В результате этой невнимательности мы постоянно разрываемся между двумя крайностями: в течение большей части дня мы испытываем беспокойство, стресс на работе и необходимость справляться со своими обязанностями, а свободное время мы проводим, ничего не делая, пассивно и скучно.

Книга «В поисках потока» – это книга о психологии, а также книга самопомощи. Это руководство для тех, кто хочет управлять своей жизнью. По мнению Чиксентмихайи, решение заключается в том, чтобы ставить перед собой сложные задачи, требующие от нас высокого профессионализма и полной самоотдачи. Вместо того чтобы смотреть телевизор или играть на пианино, подойдите к ежедневным делам с другой стороны. Короче говоря, узнайте радость полной самоотдачи.

Возможно, выводы, излагаемые в книге «В поисках потока», покажутся простыми, если смотреть на них поверхностно. Однако они могут изменить вашу жизнь. Они являются итогом многолетней работы автора и исследований, проведенных им в Чикагском университете. В результате был создан глубокий и значительный труд, в котором автор предлагает своим читателям способы, как сделать свою жизнь внутренне более богатой и насыщенной.

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

СПИСОК ПОТОКА СОЗНАНИЯ Первый шаг состоит в том, чтобы определить тему потокограммы. Например, предположим, ваш сосед по дому включает музыку слишком громко по вечерам.Вторым шагом является составление списка потока сознания. Вы включаете в список по порядку свои мысли,

Из книги Дао хаоса автора Волински Стефен

Глава 20 Стратегия 7 Я хороший, если я живу ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ; ты хороший, если ты помогаешь мне жить полной жизнью Здесь, как и в других случаях, пара наблюдатель-личность страдает от чувства утраты бытия и гнетущей внутренней пустоты; при этой стратегии стимулом для первого

Из книги 48 аффирмаций для укрепления веры в себя автора Правдина Наталия Борисовна

Я – ЧАСТЬ ПОТОКА ЖИЗНИ Я – часть потока жизни, и с радостью двигаюсь вместе с ним!Я позволяю потоку жизни нести меня к счастью и любви.Я верю, что мир открывает передо мной правильные

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

ВЫРАВНИВАНИЕ ПОТОКА Целью этого упражнения является развитие большей чувствительности к энергии и напряжению. В фокусе внимания находятся рот, нос, челюсть и горло (гортань). Это упражнение приводит к тонко-му, но сильному самопознанию и умению управлять собой. Оно имеет

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Состояние потока Американский психолог и ученый Михай Чиксентмихайи - автор теории, согласно которой люди абсолютно счастливы, если пребывают в особом «потоковом» состоянии, в состоянии полной физической и духовной гармонии с окружающим миром. Состояние потока -

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Мышление по типу потока Сейчас наша деятельность будет несколько иной. Снова начинаем с одного выбранного вами слова или используем предложенное мной (рис. 2.4). Нарисуйте линию от данного слова, к этой линии добавьте еще одну ветвь и т. д., пока их не станет десять. Рис. 2.4.

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Способы увеличения денежного потока 1.Ваша входная дверь.Посмотрите на нее глазами постороннего. Что она говорит о вас? Как давно вы ее красили? Входная дверь в квартиру привлекает жизненную энергию ци, поэтому она очень важна. Убедитесь, что ничего не мешает прохождению

Из книги Пульт управления жизнью. Энергетика взаимоотношений автора Кельмович Михаил

Три энергетических потока Теперь, когда мы познакомились с основными перегрузками, становится понятно, как действуют потоки. Они компенсируют перегрузку и восстанавливают равновесие. Их движения являются «содержанием» индивидуальных программ.Мы подошли к очень

Из книги Эволюция личности автора Чиксентмихайи Михай

Творческая сила потока Для меня поток – прежде всего творческая сила, притом управляемая. Когда я пишу стихи или книги, разрабатываю дизайнерские проекты или новые тренинги, решаю сложные ситуационные задачи, я всегда обращаюсь к творческой силе потока. Я знаю ее, а она

Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

Михайи Чиксентмихайи Эволюция личности Его книга «Поток» представила нам принципиально новую теорию счастья, в ее не менее революционном продолжении Михай Чиксентмихайи показывает нам, как осмыслить и преодолеть наше эволюционное наследие, чтобы возродить себя и мир

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Элемент 4. Проблемы потока Порой машина ломается даже тогда, когда все идет как надо. В таких ситуациях вы можете столкнуться с одним из четырех видов дисфункции.Эрозия. Порой мы истощаем ресурсы, необходимые для того, чтобы стать успешными. Возможно, у нас заканчиваются

Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова Анжела

Признание потока изменений Стимулом пересадить себя в новый горшок может стать любое изменение в вашей жизни. Это может быть событие, выходящее за пределы вашего контроля, или случай, который вы каким-то образом можете контролировать. При наилучшем раскладе изменение

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Из книги Психология счастья. Новый подход автора Любомирски Соня

День 46 Нахождение потока вашей жизни Замечали ли вы, что иногда бывает очень трудно справиться с делами, добиться желаемого, во всем не везет, как будто все двери оказываются для вас закрыты? А бывает наоборот - вы как будто попадаете в водоворот событий, и все получается,

Из книги автора

Красный свет: блокирование потока Формы коммуникативного поведения, представленные в верхней строке таблицы SAVI, оказывают на информацию такой же эффект, как красный свет светофора на дорожное движение. Они не перекрывают полностью движение информации, но создают

Из книги автора

Действие № 8: войти в состояние «потока» Вы когда-нибудь были настолько поглощены каким-то делом – рисованием, письмом, разговором, игрой в шахматы, выжиганием по дереву, рыбалкой, молитвой, Интернетом, – что совершенно теряли счет времени? Возможно, вы даже не замечали,

Как известно, индустриальное общество – классический промышленный капитализм родился в Великобритании, да и жил там. (Даже Маркс строил свои теории, неотрывно глядя на Остров, больше глядеть было некуда).

Там же, в Великобритании, родилось и слово «хобби». Они неразрывно связаны друг с другом – «промышленный капитализм», («индустриальное общество») и – «хобби».

Хобби – это культурная практика технической интеллигенции в эпоху классического промышленного капитализма.

Советские дети изучают английский язык по старым-старым учебникам 70-х годов...

Уже в середине 20 столетия «хобби» практически вымерло повсеместно, даже в стране своего происхождения – Англии. А к концу 20 века – это была уже окончательно мёртвая культурная практика. Анахронизм. КакHow do you do... И как привычка вставать со стула при входе женщины в помещение.

Но... от архаической культурной практики, выделявшей одно сословие из других, остались – старенькие учебные тексты про Темзу, которые мы воспринимали с недоумением, потому что шифр ко многим вещам, о которых там шла речь, был утерян.

Все, кто изучал английский по старым учебникам, помнят эти странные темы-топики, которые нужно было зубрить наизусть:

В качестве подсказки давалось: to collect stamps, к примеру. Это смешило и раздражало. Ну какой нормальный человек будет всерьёз собирать марки!..

Потом: to watch on the TV-set. А вот это, кажется, совсем и не хобби! Так, time-killer...

А вот тут-то мы и подходим к главному! Действительно, to watch on the TV-set – это никакое не хобби... Это – убийца старой доброй английской культурной практики: «хобби – моя вторая профессия».

Да. На хобби держалось психологическое здоровье нации, да и сама цивилизация капитализма. Как держалась? Сейчас узнаем.

Зачем идеологи Империи заставляли школьников искать своё хобби с восьми лет?

Опасности «слияния со своей профессией»

Промышленный капитализм и рост индустриальных городов породил в 19 столетии такую социальную прослойку общества как «техническая »интеллигенция».

«Техническая» интеллигенция:

    инженеры, получившие образование в политехникумах (они технически обслуживали машины),

    плюс – чиновники на государственной службе, получившие самое широкое гуманитарное образование (они «технически» обслуживали невидимую Машину по имени Государство).

В островной Англии и частично во Франции было больше инженеров, потому что существовала реальная промышленность и машины. В России, в Индии и в отсталой Германии было больше чиновников на государственной службе, куда входили бюрократы различных ведомств, судейские чиновники, статистики, учителя гимназий, «государственные» врачи и даже – почтальоны.

Добавьте сюда – землемеров, топографов и картографов, агрономов, инспекторов, управляющих, счетоводов и полисменов.

Эти люди не принадлежали ни к пролетариату, ни к фермерскому крестьянству, ни к люмпенам, ни к высшему, аристократическому сословию.

Но главным было вот что: от этих людей ожидался труд, требующий интеллекта – от кого больше, от кого чуть поменьше. Они были – «соль общества». Ось индустриального мира и бюрократического государства.

Интеллект – понятие «широкое», в самом – прямом смысле этого слова.

То есть, мы не имеем права констатировать, что у человека «есть интеллект», мы не можем выделить его социологически в группу «интеллектуалов», если его интеллект развит только в направлении своей профессии, своих профессиональных навыков и своих профессиональных интересов.

Если вне профессии – мы видим провал: вкусы и интересы пятилетнего ребёнка со зрелыми половыми органами.

Кто научит варвара искусству мореходства приговаривается к смертной казни

Да, так было в Древней Греции, в Афинском Морском Союзе.

Идеологи 19 века тоже понимали это и вынуждены были считаться с тем, что:

«если ты хочешь получить качественного работника умственного труда, который будет ответственно обслуживать сложные дорогие машины и самоё – Машину Государства, ты должен понести издержки и привить ему со школьных лет второй профессиональный навык, порождающий стойкий искренний интерес к чему-то ещё, кроме его узко направленной профессиональной деятельности».

То есть – важно было, имея диплом, не быть при этом варваром.

Можно сказать, что буквальное требование от младшеклассников 19 столетия «определиться с хобби» было Второй (last but not least) Профориентацией, которая служила страховкой – и почвой для хорошего произрастания Профориентации Первой.

Как примерно рассуждали идеологи 19 столетия?

Чем будет заниматься пролетарий вне работы?

О! В сущности, ничем. Он же ничего не умеет, ничему не обучен, кроме как лить свой чугун. Он не испытывает искренней потребности заняться чем-то, что превосходит его разум пятилетнего ребёнка.

Пролетарий пойдёт в паб и там напьётся после тяжёлой рабочей недели (рабочего дня). Это же очевидно. У него низкие инстинкты, не облагороженные и не укрощённые ни воспитанием, ни образованием.

Пролетарий пойдёт на собачьи или крысиные бои. Или на бокс. Или будет бить жену. Или делать детей. Нам это не интересно. Пролетарий всегда найдёт, чем себя занять. Он же вчерашний крестьянин, дитя Природы. Пусть резвится.

Если Город его окончательно испортит, у нас есть полиция, суд и каторжные работы в далёких колониях.

Чем будет заниматься чиновник или инженер вне работы?

Господа, мы не можем себе позволить, чтобы человек, который строит нам железнодорожные узлы, котлы паровозов и мосты – имел во всём остальном разум и инстинкты пятилетнего ребёнка!

Его мосты будут плохими. И его жизнь будет плохой. И он будет разрушать своей плохой жизнью и своими плохими мостами всю нашу цивилизацию.

Идеологи 19 века знали – чем заканчивается «слияние со своей профессией». Сегодня этим вынуждены заниматься исключительно психологи. Государство больше не берёт на себя функцию предупреждения этой болезни...

«Слияние со своей профессией» – это психологический ад.

Ад – в часы после работы, ад в выходные дни, ад в отпуске и ад на пенсии.

Человек, которого не научили всерьёз ничему, кроме его профессии, не знает, чем ему заняться в часы, дни и годы после окончания работы.

Классический инженер 19 столетия уже не мог опуститься до уровня потребностей пролетария и он не пошёл бы ни буянить в паб, ни на крысиные бои.

Что же ему оставалось? Ему оставались: депрессия, тихий домашний алкоголизм и в итоге – суицид.

Теперь вы понимаете: почему ученикам государственных школ (которые (школы) и были питомниками будущей «технической интеллигенции») с восьми лет педагоги задавали этот навязчивый вопрос: What is your hobby, Bobby?

Чего только ни учились делать эти дети, прежде чем выучиться на инженеров-химиков, превратиться в лысых дядечек и поехать работать технологами на завод!

Они выводили новые сорта орхидей. Потому что их «второй профессией» (а это и есть – хобби) было селекционное цветоводство.

Они выводили новые породы кур.

Они коллекционировали марки, потому что их второй профессией была – история почты, история почтовой связи.

Британия была большой империей, почта жила хорошо, и потому мода на научную филателию пошла именно оттуда – был материал. (Нам же та мода была никогда не понятна).

Отыскивали они и старинные римские монеты, копаясь у себя в земле или ископаемые останки допотопных зверей вроде трилобитов.

Наблюдали птиц своего региона.

Собирали материалы об истории города, в котором жили.

Им как-то было интересно жить... даже простое перечисление того, чем они занимались, и то вдохновляет.

Но вот закончилась эпоха индустриальная, классическая. Началась эпоха – постиндустриальная.

Умные инженеры и даже умные учителя оказались не нужны, избыточны. Издержки на их «просвещение» с младых ногтей тут же сократились.

Почему так? Потому что машины стали настолько совершенны, что человек, который их обслуживал и даже создавал – мог быть уже и обычным «безмозглым винтиком».

Вы представляете себе воображаемый межвременной диалог между:

    типичным создателем сталелитейного оборудования

    и типичным создателем плазменной панели?

Честно, я нет. «Диалога» не получится. Мне кажется, что первый принял бы второго за слугу и попросил бы а) вычистить ботинки и б) вытащить руки из карманов, когда разговариваешь с джентльменом.

То же случилось и с гуманитариями будущего, которые по-новому обслуживали Машину Государства на всех фронтах.

Машина эта стала настолько отлажена, что учителю оставалось только дать ученикам тест, составленный не им. Сегодня это можно сделать в компьютерном классе, так что даже и учитель не нужен, а только вахтёр – следить за техникой. Учитель стал вахтёром.

С опасностью «инженер может построить мост, который разрушится, потому что инженер – не джентльмен и у него нет никаких понятий об ответственности» всё ясно.

Компьютеризированный станок не ошибается и ему понятия не нужны.

Ну а как же быть с той «пустотой», которая возникает сразу же после работы?

И с этим постиндустриальное общество справилось легко!

Демократизация культурных практик. Рождение массовой культуры. Низведение культурных практик до Entertainment

«Техническая интеллигенция», в уме которой больше не нуждались, стала резко глупеть – от поколения к поколению – и вскоре была низведена до уровня «пролетариата». (Того самого «пролетариата», о котором так искренне и по делу горевали социалисты, пытаясь поднять его до своего уровня из блевотины).

Но... Идея равенства всегда ведь берёт в итоге – низкую планку. (После того, как отшумят политики-романтики, призывающие равнять всех по высокой планке). Так и произошло.

Варианты «чем занять себя после работы» стали демократичными, общими для всех абсолютно. И для тех, кто закончил только школу и стал автомойщиком.

И для тех, кто закончил политехнический и затем стажировался в самой завидной компании, в которую попасть – чудо. (А уж объяснить на пальцах профану – чем ты там занимаешься – вообще невозможно).

И тем не менее, оба они, теперь, приходя домой с работы, слушают одно и то же музло, лежа на одной и той же мебели из Икеи. Например, они слушают Рианну. А что, не так? Хорошо, иногда бывает не так. Иногда мебель бывает более дорогая.

Зато оба они, освободившись от работы, не занимаются ничем хорошим, ничем творческим. Они не созидают Красоту и Добро. Они – потребляют – Трэш и Зло.

С этим-то вы хоть согласны?

Чем же предлагало себя занять постиндустриальное общество после работы? Этапы деградации...

Чем заняться после работы? Первый исторический этап.
Медиабизнес. Телевизор

С появлением в домах обывателей – телевизоров, необходимость иметь суровое хобби, чтобы занять свою душу чем-то после работы, на выходные, в отпуску, и в старости – отпала сама собой.

Работники умственного труда старой закалки ещё сопротивлялись, сидели с лупой и пинцетами над своими альбомами, но скоро они вымерли как бронтозавры.

Чем заняться после работы? Второй исторический этап.
Производство компьютерных игр как бизнес. Компьютерные игры

К 90-м гг. ХХ века телевизор надоел, потому что появились первые персоналки – ПК. А соответственно – первые, ещё смешные, компьютерные игры. История ухода мужчин конца 90-х в компьютерные игры из реальной жизни – грустна как история ухода эльфов из Валинора.

Чем заняться после работы? Третий исторический этап.
Секс-индустрия: 1) Dating-индустрия. 2) Porn-индустрия. 3) Сексуальные игрушки.

Когда, наконец, окончательно разрешили секс, (а это произошло совсем не так давно) стало понятно, чем занять трудящихся после работы.

Dating-индустрия

Dating – это индустрия «очных свиданий», точнее – индустрия случайных интимных связей и беспорядочной половой жизни: постулируемой обществом потребления «нормы и стиля жизни для современного успешного жителя мегаполиса».

В этом сегменте работает огромное количество бизнесов (почти все, которые есть в природе):

    парикмахеры,

    косметологи,

    пластические хирурги,

    тренеры по дайвингу,

    производители модной одежды и устойчивых дезодорантов,

    создатели мобильных приложений для поиска партнёра по заданному параметру в точке геолокации,

    ортодонты,

    туристический бизнес,

    ресторанный бизнес,

    венерологи,

    автосалоны,

    тренеры пикапа,

    фитнес-клубы,

    коучи по личностному росту и повышению самооценки,

    маги и гадалки.

И вообще все те, кто продаёт нам любые товары и услуги, потребление которых повышает наш рейтинг – в глазах общества потребления.

Ну а те, у кого совсем нет сил и возможности (или есть упрямое нежелание) поддерживать своими деньгами и временем dating-индустрию, поддерживают своими деньгами и временем porn-индустрию и (недавно совсем) вышедшую из своих берегов – индустрию секс-игрушек.

Как интересно, правда? Мы с вами так отвлеклись, что...

На этом фоне уже и забыли про дядечку, который копается в своём огородике, выводя новый сорт тюльпана, чтобы дать ему имя своей дочки: Margarite.

Дядечка знает немного по-гречески (хобби цветовода заставляет узнавать многое дополнительно). И он считает, что это очень тонкое название, ведь margarite – это не только имя его дочери, но и греческое наименование жемчуга. А тюльпан будет цветом точь-в-точь как жемчуг.

Но нам, кажется, не понять тонкость, заложенную в названии сорта дяденькиного тюльпана. Нам вообще это всё не интересно.

«Хобби» и «досуг»: поля совпадения и несовпадения этих понятий

Мы потеряли хобби (подобные описанному выше), но мы не потеряли досуг. Иногда он выглядит даже очень пристойно. Даже кажется со стороны, что мы увлечены наукой.

Но как я уже говорила, хобби отличается от иных занятий на досуге тем, что хобби – это, по сути – вторая профессия, вторая личность, вторая жизнь.

То есть, хобби недаром воспитывали с восьми лет – чтобы овладеть хобби, надо как бы «закончить ещё один институт», только в некотором роде «заочно» (или «вечерне») да так и не получив при этом никакого диплома!

А всё то, чем – мы – занимаемся «на досуге», если и требует от нас овладеть новым знанием, то лишь очень поверхностно, с приставками квази- и псевдо-.

Когда «вгрызание» в предмет – неглубокое, без труда, тогда не выделяется эндорфинов от ситуации «я познал!», «я понял!», «я решил!»;

очень скоро становится неинтересно и скучно, чувствуешь себя обманутым и начинаешь менять «хобби» как аватарки и статусы...

В психологии такой легковесный тип взаимодействия с информацией и практиками называется: «потребительское отношение к Знанию» и очень не одобряется.

Ну а на языке современного рынка, проблем тут нет.

Всё, что мы делаем с информацией, (по мнению рыночного жаргона) называется теперь исключительно «потреблением информации».

То есть, мы потребляем информацию и тогда, когда

    купив за свой счёт телескоп и справочники просиживаем ночи на крыше и затем – открываем звезду

    и тогда, когда на скорости листаем ВКонтакте с телефона паблик о популярной астрономии и картинках с «Хаббл», и ставим лайк.

По мнению рыночного жаргона – это одно и то же. Мы – «потребляем информацию».

По мнению же психологов, это, ну конечно, далеко не одно и то же!

Первое ведёт к счастью, второе – к депрессии, которую не вылечишь никакими лекарствами. Потому что лекарство от «несчастья, вызванного глупостью», не существует.

Постскриптум

Entertainment или подражание Творцу?

Мой скромный гимн паро-панку – эпохе, когда и сложилась культурная практика «хобби – моя вторая жизнь» , имеет своей целью следующее предупреждение.

Если в свободное от работы время мы будем лишь потреблять (неважно – что; неважно – грубо или изысканно), то мы исчезнем. Лично мы.

Если же в свободное от службы время мы будем пытаться созидать и постигать , то мы выживем. Лично мы. А что там будет с остальным обществом, это известно лишь футурологам.

Как узнать: я «созидаю и постигаю» или только«потребляю и развлекаюсь»?

Можно созидать и постигать , играя в любительской футбольной команде у себя во дворе.

При этом вы будете созидать – живую культурную практику, которой цены нет, и горизонтальные связи у себя в многоквартирном жилом комплексе, а постигать вы будете – конечно же, психологию человеческую и пределы своего терпения...

А можно не творчески потреблять и развлекаться , делая ровно то же самое: играя с теми же пожилыми мужчинами в тот же футбол.

Смысл любому действию придаём сами мы.

А что было до хобби? Чем люди живы

Я намеренно не говорю сейчас о том, что служило человечеству опорой в более отдалённые эпохи – до классического промышленного капитализма, до того, как возникла нужда в феномене «хобби» для межеумочной части социума – «технической» интеллигенции.

Потому что, если вдуматься, то хобби существовало всегда и для всех – только под другим именем и без британского акцента.

И без глупого, вульгарного социологизма, без классового деления. Без исключения из обязательной практики «иметь хобби» – низших, а равно и высших сословий.

Хобби – это песня твоей души, если ты человек. Музыкальная тема, данная Илуватаром своим Детям, которую нужно услышать и развивать. Данная Илуватаром каждому из своих Детей. И не надо петь её фальшиво или как-то нарочно наперекосяк.

Об этом знали ещё британские идеологи стабильного государства – в своём 19 столетии.

Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считаются сверхценные психологические увлечения. Увлечением называют повышенный интерес к чему-либо с формированием пристрастного эмоционального отношения. При сверхпенном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Классическим примером пароксизмаль-ного увлечения и «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, утрачивать контроль за временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются:

Глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения

Пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения

Утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение

Игнорирование любой иной деятельности или увлечения

Психологическое увлечение в отличие от психопатологического не выходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп. Поэтому одно и тоже групповое или коллективное увлечение может включать как людей с обычным интересом к такому виду деятельности, так и увлеченных, и гиперувлеченных, захваченных идеей фикс. Сверхценные психологические увлечения входят в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантного поведения, а также отклоняющегося поведения на базе гиперспособностей. Используя терминологию N.Peseschkian, при сверхценных увлечениях происходит «бегство от реальности» в какую-либо деятельность в ущерб другой и в ущерб гармонии личности, в целом.

При «трудоголизме» происходит бегство от реальности в сферу деятельности и достижений. Повышенным интересом и увлечением для человека становится его работа или иная деятельность, на поприще которой он пытается достичь совершенства. Если у обычного человека работа является способом повышения собственного престижа, авторитетности, материального благополучия, удовлетворения потребности властвовать и доминировать, или она рассматривается как повинность, то у человека-трудоголика работа становится самоцелью, а не способом достижения чего-либо. Он получает удовольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата, хотя результат также немаловажен для продолжения данного вида работы. Трудоголик (работоголик) сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоянно, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или намеренной смене деятельности.

Базой для формирования сверхценного увлечения в виде трудоголизма являются, как правило, либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, прослыть неспособным и неквалифицированным специалистом, либо аддиктивный уход от реальности, которая воспринимается как неинтересная, непривлекательная и скучная. В первом случае формирование трудоголизма происходит на основе психастенических (анан-кастных) или астенических (зависимых) чертах характера. Неуверенность в себе, собственных способностях, страх проиграть и не справиться с поставленными задачами, затрудненность в межличностных контактах, робость и скромность, неумение выстроить собственную карьеру, используя личное обаяние, общительность или манипулятивные способы приводит к постепенной выработке гиперкомпенсаторного поведения в сфере деятельности. Человек начинает «перерабатывать», уделять больше внимания работе, чем сослуживцы, стремиться к избеганию любых неожиданностей и доведения результатов собственного труда до совершенства. Постепенно выработанный стиль становится чертой характера, и интенсивный труд начинает доставлять удовольствие.

Иной механизм формирования трудоголизма обнаруживается при аддиктивном поведении. Повышенный уровень работоспособности, увлеченность процессом деятельности, получение от него удовлетворения может являться замещающей деятельностью. «Бегство в работу» может быть связано с неприспособленностью человека к обыденной жизни, ее бытовым требованиям, невозможностью испытывать удовольствие и «маленькие житейские радости». Индивида с аддиктивным поведением в виде трудоголизма тяготит серость и однообразие жизни, отсутствие «великих потрясений». Моделируя сложности на работе в своей деятельности и преодолевая их, такой человек живет полноценной, по его мнению жизнью, кардинально отличающейся от реальной жизни.

Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут включать не только профессиональную сферу. Человек может быть трудоголиком но поприще хобби. Например, он может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, не получая удовлетворения, и при этом ориентироваться на иную деятельность (ремонт своего автомобиля, уход за садом, рыболовство, охота, коллекционирование и т.д.).

При сверхценном увлечении азартными играми человек склонен полностью посвящать себя игре, исключая любую иную деятельность. Игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. Увлеченность азартными играми называется гемблингом. Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга, как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц.П.Короленко, Т.А. Донских):

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Появление состояний психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») через короткие промежутки времени после очередного участия в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («игровым драйвом»).

5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску.

6. Нарастание снижения способности сопротивляться соблазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.

Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к действительности, обыденности, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой аддиктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игре «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведения включаются карточные игры, рулетка, тотализатор и др.

Азартные игры не всегда связаны с денежным риском или риском для жизни. Азарт может быть связан с вымышленным риском при идентификации себя с участниками игр, к примеру компьютерных. Идеями фикс могут становиться спортивные игры, лотереи, разгадывание кроссвордов, а также сексуальные игры.

Особой разновидностью сверхценных психологических увлечений является т.н. «паранойя здоровья» - увлеченность оздоровительными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начинает активно заниматься тем или иным способом оздоровления - бегом, особой гимнастикой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей и полости рта соленой водой и пр. Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.

Увлечение какой-либо деятельностью достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и растворением индивидуальности носит название фанатизм. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Общей характеристикой фанатизма является выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорирование работы.

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.

Строение атома